8 800 550-03-02 бесплатная линия  8 927 0889976
Поиск и бронирование туров:

Тур "В сердце Южного Урала"                                                          с 30 мая по 09 июня 2010 г.
Елена Голохвастова

Ранее утро. Остановка поезда «Москва-Магнитогорск» в Серменево. Слышно, как просыпается вагон. Люди одеваются, завтракают по-быстрому. Через двадцать минут состав прибывает в Белорецк.
На станции нас встретили два автобуса, точнее, газель и уазик. Утрамбовав все рюкзаки и сумки, мы двинулись в путь. Он оказался неблизким. По моим ощущениям не менее часа. Зато какова дорога. Нам, жителям степной и лесостепной части России такое и не снилось. Вокруг горы, сосновые леса, река Белая где-то внизу, луга — одно сплошное пиршество для глаз. Деревни, мимо которых мы проезжали, разительно отличаются от наших самарских ухоженностью, хозяйственностью.
По приезду нас отделили от туристов с других маршрутов и отправили в «номер». Номер оказался двухэтажным, с девятью или десятью кроватями, точно уже не помню. Поразили телефон, умывальники в коридоре, коллекция самоваров в столовой и сушильня. Нормальный турприют.
Потом настала пора знакомств. У нас подобралась очень хорошая группа. Хочу сказать всем огромное СПАСИБО!!!!! Жене и Денису из Нижневартовска, двум Олям из Нижнего Новгорода, Нине из Нижнего, Андрею из Москвы, Вере и Жене из Астрахани.
Итак, эпопея.
День первый.
С утра нас накормили завтраком. Очень вкусно. Практически, домашняя еда. Главное, чай в любое время дня. Потом отправили на экскурсию. Село довольно большое, чистое, с четырьмя магазинами, церковью, почтой, сбербанком и школой. История, конечно, легендарна, но так легенды у нас полстраны сочиняет. Судя по всему, местным жителям во все времена приходилось туго. Показали церковь, правда на тот момент я не могла ее посетить. А перед этим мы сходили на источник. Сторожелка, называется, по-моему. Очень вкусная вода там, можно пить, ничего не боясь. Но нас подрезали «челябинские металлурги», вывалившиеся из газели вместе с бутылками пива и запахом перегара. Мы были вынуждены удалиться.
Потом мы отправились на обед. Он тоже оказался восхитительно хорош. Знатный повар там готовит. Дальше пришло время знакомиться с нашими инструкторами поближе. Ими оказались Альфия — хорошенькая девушка двадцати лет из Стерлитамака, проживающая в Уфе, и Виктор — замечательный и веселый местный мужчинка. Под их чутким руководством мы и отправились в первый радиальный выезд. Мне достался конь Альбинос. Милый парняга, только желающий постоянно побегать. Его приходится держать… Выясняется одна интересная деталь. Оказывается, у нас есть в группе люди, видевшие лошадей до сих пор только по телевизору. Но и с такими трудностями нам справится по плечу. Тем более, что первый радиальный выезд только шагом.
После такого напряга вечером посещаем баню. Она топится по белому. Ощущения одним словом — кайф.
День второй.
Накануне у определенной части нашей группы постоянно чесались ноги — хотелось подняться на горку напротив села и осмотреть окрестности. Сей подвиг мы совершили после завтрака, предварительно отрапортовав Альфие, куда отправляемся. На вершине была устроена маленькая фотосессия. Состав снимавшихся оказался такой: две Оли, Андрей и Нина, Вера и Женя, я. К обеду мы возвратились в турприют. После обеда нам обещали знакомство с нашими лошадьми, седлами и амуницией, а также второй радиальный выезд.
На этот раз все серьезнее. Показали как чистить, седлать, взнуздывать. С уздечкой, каюсь, у меня возникли некоторые проблемы. Привыкла к спортивным, с капсюлем, а тут его и нету. Трензель тоже крепится не так, остальные части вроде совпадают. С щетками тоже напряг. Привыкла чистить двумя в две руки. Но это все мелочи жизни.
Дальше мы отправились к «Одинокой сосне». Как ехали, не помню, помню только, что очнулась у края пропасти. А красота какая! Вокруг леса, село где-то далеко, внизу речка, девушки отдыхают. Мы им что-то проорали, а они нам в ответ… взвизгнули. И сосна, только не одинокая. Наверно из села так видно будто она одна, на самом деле там целый сосновый лес. У самого обрыва цветут цветы, воздух чист, только жарит.
Возвращение тоже не помню. Только помню, как коней стреножили, повесили кутазики (колокольчики), и отправили пастись. На следующий день нам выступать в поход…
После ужина мы решили попеть караоке. Слуха и голоса, по-моему, нет ни у одного из поющих, зато как хорошо… Последняя песня, которую мы проорали «Давайте негромко, давайте в полголоса…» Альфия нас нашла по шуму и отправила спать…
День третий.
Вставать не хотелось… Тело протестовало против такого насилия. Но надо. После завтрака собрали свои вещи, их уложили в машину , и она отправилась в первое место нашей стоянки. Стоянка называется «Большой Лог» и находится на территории Государственного Башкирского Заповедника.
Виктор поехал на своем коне Гектаре. Причем Гектару на его день рождения преподнесли подарок — его сделали мерином. Вороной, лоснящийся, большой трехлетка. Ласковый и наивный.
Переход занял где-то три часа. А я приготовилась часам к пяти езды, а тут все оказалось проще. Поставили палатки, развели костер. Во избежание несчастных случаев нам рекомендовали ходить по двое, и обязательно говорить, куда направляемся инструкторам, если погулять….Так как там оказывается много Михал Потапычей. И на переходе мы видели чьи-то скелеты. Похожи на собачьи.
Воду можно пить из реки. Для нас, жителей с Волги, это вообще нонсенс. Попробуйте хотя бы раз попить из матушки-Волги, и больница вам обеспечена. А тут вода, чистая как слеза. Холодная, сладковатая на вкус, прозрачная. Народ кинулся к воде с тазиками и кружками. В тазиках мыть посуду. Правильно, не надо выливать все помои в реку.
День четвертый.
Что-то как-то меня скатили под один бок палатки. Все замерзли, потому что спали каждый в своем спальнике. Нет, чтобы объединиться, как народы мира! Позавтракали. Жарит. Ноги продолжают чесаться, и мы отправляемся на гору (не знаю, как она называется), ровно напротив Ведьминого болота. Открывается очень красивый вид. Вокруг хребты, хребты и хребты. Они становятся голубовато-зелеными, растворяются в жарком небе. Вдали видна какая-то вышка, пытаемся определить, где ржд (на всякий случай). После обеда, как спала жара поехали на радиалку. В первой группе оказались те, кто желал покататься галопом, во второй — рысью. Я оказалась во второй. Но нам с Ниной эта муторня надоела, и мы уговорили Альфию погонять галопчиком по поляне. Наши лошади явно были против. Но все-таки с помощью темляка и такой-то матери удалось их поднять в галоп.
Потом был ужин, игра в «дурочку», так как Виктор у нас ни разу не проиграл, а оставались постоянно мы — девчонки. А дальше мы решили попеть у костра, в итоге на колыбельной песни из ближайшей палатки нас вежливо попросили заткнуться. Что мы через какое-то время и сделали.
День пятый.
Сегодня переход на Черную речку — стоянку на Агидели (Белой). Переход занял что-то около четырех часов. Во время этого перехода Альфие поменяли коня, Василек начал хромать. Взяли Эталона. На галопе Эталон споткнулся, ухнул вниз, Альфия его не удержала и скатилась с крупа. Слава Богу, все обошлось. Добирались до стоянки пешком.
Поздравили Евгения с Днем Рождения. Альфия заранее вырезала из коры сосны подкову, а мы купили открытку. Каждый оставил свои пожелания. Надеюсь, ему понравилось.
День шестой.
В первой половине дня мы отдыхали: стирали, купались в реке. Мелкие камушки приятно щекочут ноги, эфир наполнен ароматом сосен, воды и ила, упругое течение относит от берега. Вода холодная, аж дух сперва захватывает. Во второй половине дня отправляемся в радиалку к Дольменным воротам. Необычное и приятное место. Короче, скала и в самом деле напоминает ворота. Их портят надписи, намалеванные туристами-водниками в разные годы. Мимо нас попытался незамеченным пробраться уж, но его затея не увенчалась успехом.
По этой дороге впервые за отпуск я словила полный кайф. Мы катались наперегонки на карьере. Я давно не ездила на таком аллюре. Вера любезно одолжила своего коня Акьяла. Он моментально поднимался в полевой галоп, мы обходили одну лошадь за другой, а тут и поляна закончилась. Это было жалко. Сложно описать свои ощущения. Страха нет. Я во власти страсти, один адреналин… Особенно, когда сзади тебе дышат в затылок, а тебе надо оторваться, обойти следующего… Абсолютное чувство свободы, скорости, когда вскипает кровь, все нервы натянуты, как струна, полет души.
Мы возвращались мимо второй стоянки, какой-то мальчик кричал «Лошади, лошади…». Я была абсолютно счастлива. Правда и в этот день не обошлось без неприятностей. Одной из Ольг стало плохо, она не ездила галопом, и добирались до нашей стоянки, по-моему, она и Альфия пешком.
Пока мы гоняли, Вера и её молодой человек Евгений сделали очень вкусный плов. Вера очень хорошо готовит.
Легли в этот вечер мы опять поздно.
День седьмой.
Мы с Ольгой остались в лагере, приготовили обед. Ходили купаться, играли в «дурочку». Много неприятностей доставили соседи с другой стоянки из Магнитогорского Внедорожного Клуба. Кроме того, что они поздней ночью гоняли машины, так еще своими фейрверками перепугали коней. Утром у брода мы с Ольгой нашли канистру от тосола. Когда мы накануне возвращались с Дольменных ворот, эти козлы науськивали своего песика на коней. Песик размером как раз под лошадиное копыто. Если бы Алмазу у Нины захотелось ненароком случайно наступить, от песика не осталось бы и мокрого места. Алмаз любит лягаться,а песика было бы жалко, он не виноват, что хозяева у него идиоты. Ребенка пятилетнего оставили без присмотра на пляже у воды, а течение в Белой сильное.
Вечером играли в «крокодила». Жалко, что не было камеры. Смысл игры в том, что один человек другому загадывает слово, а второй с помощью пантомимы должен изобразить его. Хит сезона — Гамадрил в исполнении Андрея. Он тщательно обмазал себя золой, прыгал, ухал и всячески изображал обезьяну, попытался даже поискаться. Вариантов было много от гоминид, до горилл и т.д. Самая краткая пантомима — тампон в исполнении Евгения. Высокий, крупный, интересный, мужчина. Это было смешно. Дольше всего долбались с паразитами в исполнении Дениса. От смеха у меня болело всё. Потом обменялись телефонами и адресами. Призрак расставания уже навис над нами.
День восьмой.
Сегодня уходим на Шатак на нижнюю стоянку. Оле предложили поехать на машине, но она отказалась. Поэтому двигались мы неспешно. Всё выше в горы. Виды неописуемые, а когда пересекали ручьи и ручейки вокруг вились тысячи больших белых бабочек. Это похоже на цветущий по весне яблоневый сад. Лепестки взлетают от малейшего дуновения ветерка и оседают на крупы, груди коней, тихо ложатся им под копыта. Кто-то сказал «Рай». Лошадок только жалко, они не кованы, а вокруг камни, очень каменистая дорожка.
Как пришли, быстро поставили палатки, сварганили салатик, заварили чаек. Каждый вечер уходило три банки сгущенки. Вечером сидели долго у костра и орали песни.
День девятый.
Накануне Андрей обещал нам суп из крапивы. Свою угрозу он исполнил. Оказалось вкусно.
Мимо лагеря в камнях протекает ручей с очень холодной и чистой водой. За ручьем опять горы. Мимо них не смогли пройти равнодушно Женя, Денис, Альфия, Ольга, Андрей. Вместе с ними пошли еще одна Ольга, Вера с Женей. А меня манило солнышко. Было так хорошо, так тепло, оно так ласково припекало, как где-нибудь возле родных Жигулей на Волжском пляже. Да и загар не помешал бы. К моему удивлению, появились первые возвращенцы. Не все смогли дотопать до вершины. Появились Оля, Вера и Женя. Часа через два появились остальные.
После обеда мы пошли на Большой Шатак. Идти надо все время в горку. Есть и равнинные участки, но тут произошел еще один конфуз: с Акьяла слетела Вера. Они шли на рыси, по-моему даже не на прибавленной, тут он увидел чью-то синенькую курточку в зеленой травке и резко отпрыгнул в сторону. С другой стороны, если бы вы увидели посреди дремучего леса, скажем работающий унитаз, вы тоже шуганулись бы. Лошадь понять можно, нельзя понять того, кто оставляет проволоку, тряпки, бутылки, мусор после себя в лесу. Это событие в начале омрачило нашу поездку.
Карликовые, искареженные березки, огромные камни, валяющиеся тут и там по склону, путь вверх, и потрясающие виды.
Около Шатака коней мы привязали, дальше пешком. На склоне завалы из черных плит, надо внимательно смотреть, куда ставить ногу, а то можно загреметь. А наверху душу захолонуло. Внизу деревенька Каргаманово, вдали видны редкие поляны посреди океана леса. Из гор сплетается причудливый узор, перед глазами все оттенки зеленого, а на горизонте он переливается в цвет морской волны, потом синеет, и в конце-концов сливается с небом.
Вернулись мы уже поздно. Поговорили, и легли спать.
День десятый.
Сегодня поход к водопаду. До водопада мы продирались сквозь очень густой лес. Сколько веток я собрала, даже и не знаю. Только от одной отвернешься, как в другую въедешь. Водопадик ничего, но воды мало. Потом Виктор опять нас повел к Шатаку к верхней стоянке, на ней мы натолкнулись на отряд уфимских кинологов с немецкими овчарками. У них проводилась экскурсия, правда в той местности периодически баррожировал вертолет. Это уже попахивает не прогулкой с целью познания, а учениями.
Когда мы поднялись повыше, можно было поездить галопом. У Ольги на Никоне можно снять видео, поэтому она вручила его Альфие, а сама вместе с Денисом, Евгением, Ниной и Андреем собралась поскакать. То ли лошади были не в духе, то ли все устали, но честно поднялся в галоп только Чебурхан у Дениса. Немного расстроенные вернулись обратно в лагерь. О ужас, сегодня последняя наша ночь. Поэтому было решено напечь блинов. Вера испекла первую порцию, но она как-то быстро закончилась. Ольга напекла вторую, она тоже закончилась быстро. Закончился чай, пришлось заваривать чагу. Терпко и горьковато, но по цвету натуральный черный байховый чай.
День одиннадцатый.
Сегодня собрали все манатки, отчистили котлы и ведра, сложили палатки. Альфия осталась в лагере ждать машину, а мы где-то в десять отправились в путь. Я поехала на лошадке Альфии. Замечательный вороной коняшечка Крепыш. Маленький, да удаленький. Красавчика привязали к хвосту Гектара. Несчастный Гектар. Кроме того, что он не мог отбиваться от мух, так его хвост ещё и немного пожевали.
Крепыш не отставал от своих больших собратьев, если он не успевал на рысях, догонял галопчиком. Времени было в обрез, поэтому на полянах, где позволяла дорога мы ехали галопом. Но Оле и Вере стало нехорошо, поэтому пришлось перейти на рысь и шаг. Опять над нами взмывали тысячи белых бабочек, когда мы проходили ручьи.
Передохнули у избушки, где живут табунщики. У них под надзором табуны кобылиц с жеребятами и подростками.
А дальше опять в путь. Скоро и Кага.
Пришлось долго ждать машину с вещами, потом сходили в баню. В парилку кроме Альфии никто не сунулся. Там в предбаннике уже нечем дышать , а в парилке, наверно, надо было ползать. Зато всю грязь смыли. После бани праздничный ужин. И тяжкая минута расставания. А вот её уже не хочется вспоминать…
Вспоминается: дятел с носилками (неизвестно как возникшее выражение), крокодил Чебурашка и Гена, как Женя звал своего коня Я-Я-Я-Яша, Чебуратор, он же Чебурашка, он же Чебурхан, ритуальная гирька и камушек для Нины, и кое-что другое.