online.tengri.ru
бронирование путёвок β-версия

8 800 550-03-02 бесплатная линия  8 927 0889976

Башкирские заметки новичка

Итак, началось всё с поездки в электричке Мичуринск – Рязань. Было жарко и всего один литр воды с собой на весь путь (более 4-х часов). В ручной клади – сумка (плотно набитая одеждой, обувью, посудой и некоторыми приборами) и пакет с продуктами (на денёк-другой).
Немного побродив по Рязани (до поезда было несколько часов), сел в поезд Москва – Челябинск (с вагонами, идущими до Магнитогорска). Поезд фирменный, скорый (большую часть пути): в Уфе его магнитогорский хвост прикрепляется к простому (нескорому) поезду Уфа – Сибай. На этом «нескором» отрезке пути и находится вокзал города Белорецк. На белорецком вокзале я покинул этот поезд… впрочем, не только я.
     Нас оказалось человек двенадцать (все ехали на турбазу «Тенгри» в село Кага). Туда нас доставили два микроавтобуса (уазик-буханка). Первое, что меня удивило: уазики поехали разными путями (я не видел второй машины ни спереди, ни сзади). Мчали нас быстро, видимо, чтобы поспеть к завтраку.
     Прибыв на базу, мы разгрузились и заняли предпоследнюю комнату. Второй уровень комнаты (этажом я бы это не назвал) оказался очень притягателен и необычен, вследствие чего был быстро занят девушками (среди девушек там оказался только Женя, т.к. Света не смогла оставить его одного внизу). Небольшая раскладка вещей, передышка, и пришла пора первого завтрака на базе.

Столовая оказалась очень светлой и уютной. Внимание сразу привлекли её украшения вдоль стен (самовары, лапти … и множество фотографий на стенах, демонстрирующих предоставляемые здесь виды отдыха).

Воспользовавшись умывальниками, расставленными по широкому коридору, группа собралась и заняла самый длинный стол. Ели с аппетитом…
Знакомства начались ещё в автобусе с белорецкого вокзала и продолжались почти весь первый день с разной степенью интенсивности и в разных формах. За этим, отчасти хаотичным, взаимодействием я не сразу заметил как среди нас появилось лицо … точнее сказать, рыжие … натурально рыжие волосы … первого нашего инструктора Нади (прошедшей впоследствии с группой оба этапа). Даже не вспомню: обратил я на неё внимание до завтрака или после… Для полноты представления стоит упомянуть, что в группу попала ещё одна естественно рыжая девушка … её тоже зовут Надя. А если быть совсем точным, Надежд в группе было три – не единой надеждой, а сразу тройной…
     Группа подобралась колоритная… Сразу попрошу прощения: не всё обо всех запомнил, может где-то и чуть привру. Надя (инструктор), на сколько помню, студентка, учится в Уфе. Надо сказать, что на сплаве инструктора, видимо, были самой молодой частью группы (в паспорта не заглядывал). Надя из Москвы занимается экологией города, по образованию геолог, имеет опыт пеших походов (о чём много и занимательно рассказывала). Надя из Пензы, кажется, завязана с архитектурой. Наташа и Света – подруги из Рязани, имеют музыкальное образование (тоже имеют опыт походов). Дана – наша «иностранка» из Белоруси, «чудесно» эмоциональна. Марина из Питера (молчалива, ничего не могу сказать). Катя из Москвы, художник (как минимум, что-то в этой сфере), занималась йогой, хорошо чувствует себя в седле. Гуля (извиняюсь, что без отчества) из Екатеринбурга, «белая и пушистая» работает в МО РФ, разбирается в травах (как минимум, лучше всей группы). Света и Женя из Зеленограда (он связан с IT, хороший наездник). Ваня (мой напарник по палатке) из Уфы, больше ничего не припоминаю. Андрей из Питера, работает со связью, организатор по характеру. И я (работаю в Липецке на заводе), о себе не пишу, пусть смотрят со стороны. Курили только питерцы и чуть-чуть Надя-москвичка. Если я правильно понял, практически все с высшым образованием.
     Думаю, не лишне уточнить, что за этапы я имею ввиду. Как выяснилось впоследствии, девять туристов в нашей группе приехали на конно-водный тур «Пещеры и горы Урала», а ещё четверо (в общем, в группе было тринадцать туристов, не все приехали через Белорецк) – на вело-водный тур «Скалы, перекаты и водопады Урала». Забегая вперёд, скажу, что в этом полном составе (тринадцать туристов и инструктор Надя) мы и прошли тур до конца.
     После завтрака собрались на крыльце (все – при головных уборах и фотоаппаратах) и выдвинулись знакомиться с селом. Вела нас Надя. В плане было три основных пункта: посещение храма, местного музея и святого источника. Дополнительно познакомились с местными магазинами, в которые далее не раз забегали по разным поводам (когда подготовка к «дороге», а когда и отдых после неё). В храме меня больше интересовала архитектура, нежели история. А музей оказался богат не только предметами, но и голосами (услышали мы, впрочем, только один, но было приятно). Источник – разговор отдельный. Во-первых, шли туда через полсела (узнали дорогу к остановке междугороднего транспорта на Уфу и Белорецк). Во-вторых, посмотрели на местные холмы с уровня реки Кага. В-третьих, пока дошли, всеми овладела жажда в некоторой степени, приятно было напиться прохладной воды. Искупаться в купели решилась только Гуля, и то без головы.
     На обед пришли первыми, и, вновь, заняли длинный стол…
     Снова собравшись на крыльце, на сей раз прихватив и воду, ибо предстояло дойти до скалистого выступа и взглянуть на местность с высоты птичьего полёта. Этот выступ был виден издалека.

На сей раз в дорогу нас повёл Ден ( Денис). Он провёл группу через всё село, и лишь после этого дорога резко пошла в гору… На склоне в лесу было много клубники, но ягодное время уже прошло (наш тур был рассчитан с 15-ого по 27-е августа). Шли, наслаждаясь свежим воздухом и разминая ноги перед первым этапом путешествия. С одной передышкой поднялись на поляну, срезали по ней уголок и, снова, углубились в лес, но уже по укатанной машинами дороге. На месте, конечно, устроили фотосессию. Я – не любитель постановочного фото…

Хотя, иногда в мой объектив попадали и девушки … но без отрыва от «среды»…

Пытался фотографировать птиц, но они были не так близко. Дорога назад, т.е. вниз, шла быстрее, не считая захода в магазины в рамках подготовки к водному этапу…
     Вернулись на базу с кучей впечатлений, фотографий, перчаток, полиэтиленовых мешков… Вечером сходили в баню (на группу дали 2 часа). Предстояло ещё перебрать вещи, подшить спальники и культурно провести вечер, ибо завтра необходимо оторваться от цивилизации. Также, к ночи ближе помогли Наде и Дену проверить палатки и катамараны. Кстати, ночью около базы видели и слышали сычей.
Второй день, не считая умывания, начался со сдачи лишнего имущества и документов на хранение (конечно, за небольшую плату), постельного белья. Далее был завтрак, вынос вещимущества (личного и группового). Погрузили вещи в прицеп, и стали ждать машину… Машина подъехала около 10-ти часов (по местному времени). Закрепив вещи в прицепе, а прицеп – к машине, мужская часть группы села машину (5 человек вместе с Деном), а женская (под чутким Надиным руководством) – пошла пешком с холма к реке.
     Спустившись на машине к реке, мы разгрузились и, отпустив «техпомощь», начали сборку катамаранов. За этим делом нас и застала, спустившись, женская часть группы. Засовывали баллоны в чехлы, накачивали насосами – лягушками, продевали жерди, связывали их между собой и с досками резиновыми жгутами. Напоследок подкачали их для плотности. Спустили к воде.

Пришло время распределяться по катамаранам. Их было четыре: 3 четырёхместных и 1 двухместный. Было, конечно, минутное молчание. Кто как для себя делал выбор, я не в курсе. Об этом могу сказать лишь за себя: Надя сказала, что садится на «двойку», и спросила, кто готов плыть с ней. Повисло короткое молчание. Раз никто не решается, почему бы мне не попробовать – это ход моих мыслей. Так я оказался в тандеме с Надей, за что впоследствии иногда называл её капитаном (она решала, как входить в перекаты; на тот момент у меня опыта не было вообще).
     Ден возглавил самый большой (по экипажу) кат (катамаран). Распределились по командам, сложили на каты вещи, двинулись в путь…
     Честно говоря, не представляю, какие впечатления о первом дне плаванья остались у Нади… Мне поначалу было не до впечатлений: первый раз в жизни серьёзно засел за весло, познал, что значит грести и табанить (впоследствии, дню к третьему, я, скорее, не табанил, как это изначально объяснял Ден, а подруливал…). Больше впечатлений о нашем (с Надей) манёвре на прямой осталось у тех, кто это видел со стороны. «Зигзаг удачи» и, конечно, «вальс», причём, всё перечисленное – неоднократно… Попытки ускориться под счёт «раз, два» зачастую рисковали перейти (иногда и переходили) в «раз, два, три». Четвёрка, насколько я понял, более устойчива в направлении движения.
     Первый день прошёл в два захода (с обедом; впрочем, как и второй). Первый обед на Агидель был на пологом берегу консервы, хлеб, овощи… Дни стояли солнечные, о чём мне ещё долго напоминали руки, ноги и нос (они обгорели). Место ночёвки было на берегу возвышенном, а напротив находилось несколько гротов. Два из трёх гротов были осмотрены, средний, видимо, не рискнули. Насколько я могу судить (ибо остался в лагере), подход к среднему гроту самый сложный. Разместились в трех- и четырёхместных палатках.

Всё время путешествия нам встречались такие растения, как душица, шиповник, иногда зверобой, мята и т.д. (точнее об этом сказала бы Гуля, она их лучше знает). Вследствие чего мы часто пили травяной чай (который заваривался в отдельном котелке, в другом – суп, каша …).
Ближе к ночи в наш лагерь пришёл (точнее, приплыл) гость. Он назвался Эльдаром. В той или иной мере Эльдар сопровождал нашу группу в течение всего сплава: то сзади, то спереди, то в середине (наша группа катов порой сильно растягивалась).
     Второй день сплава был самым силовым: в общей сложности мы гребли 7-7.5 часов. Даже мой питерский тёзка (Андрей), который плотнее и на полголовы выше меня, высказался о произведённой им инвентаризации мышц организма – прочувствовали все… Заночевали на платной туристической стоянке (входила в стоимость путёвки, кроме бани). О бане Ден договорился ещё по пути (по телефону). Впрочем, хребты напоминали о себе: были места, где с сотовой связью туго или вообще никак (сказывалась и разница в моделях телефонов). Баня прошла на ура. Не могу не вспомнить, что временами на реке были порывы ветра в противоположность течению – интересный «аттракцион». Чуть не забыл, случился инцидент: проходя мимо очередного села, последний кат попал под «обстрел» (с полдюжины «выстрелов», но - настоящими камнями). Перед каждой ночёвкой каты разгружались и вытягивались почти на берег, с утра – подкачивались и загружались вновь.
     Третий день прошёл легче и приятнее: путь был в пару раз короче, меньше бродов (на них часто приходилось поднимать свою задницу с ката, слезать в воду и подтягивать кат на более глубокое место, несмотря на и без того небольшую осадку: около 35 см). Но чаще стали встречаться островки: река делилась на два рукава. На ночёвку и последующую днёвку остановились на высоком берегу. Надпись у подъёма гласила: «Бохмаш». Здесь река делала очередной поворот, а над ним высился скалистый хребет. Телефоны разделились на две группы: те, которые ещё что-то чувствуют, и те, что оказались вне зоны доступа.

Кстати, об Эльдаре: он расположился за поворотом на другом берегу и развлекался рыбалкой.
     В днёвке было два больших момента: подъём на хребет с фотосессией там и спортивный вечер на поляне. После завтрака большая часть группы в брод пересекла реку, прошла через поле (где было много конопли) и по относительно пологому склону поднялась на хребет.

Солнце, фотосессия, местные козы, взгляды вокруг, вдаль, на лагерь…

После возвращения и ни то обеда, ни то полдника достали мяч (волейбольный), который долго был просто грузом… в общем, размялись.
     В четвёртый день Солнце уже не припекало, что с какой-то стороны было на руку. Незадолго перед стоянкой причалили и двинулись вверх: осмотрели водопад…

На сей раз Эльдар нашёл место в нашем лагере. После обеда группа собралась осмотреть пещеры неподалёку. Но возник подвох: нужно было сходить в деревню. Андрей спросил, кто из парней готов с ним сделать километров пять туда и столько же обратно по пересечённой местности. Я изъявил готовность; группа пошла в пещеры, а мы в деревню.
     О пещерах мне рассказать нечего (меня там не было), а о прогулке в деревню поведаю… Чтобы немного срезать путь и не идти вдоль изгороди (в Башкирии копытные летом кормятся на вольном выпасе, поэтому участки под покос отгораживаются заборами, те заборы, порой, измеряются километрами…) мы с тёзкой пересекли забор и прошли по покосу в сторону ворот, которые было видно издалека. Логика проста: где ворота, там дорога. Дорога нашлась, она уходила вверх по лесистому хребту. Вверх – слишком просто сказано: когда наклон был градусов 30, а когда – 45 и больше…Наверху оказался тоже большой покос, на котором мы застали троих мужиков на дух машинах. Вежливо приветствовав их, поинтересовались как пройти в ближайшее село. На что получили совет: идти правым краем, там дальше будет тропа вниз, а здесь обрыв… Долго шли, пока не уткнулись в забор. Опять просто перелезли и обнаружили несильно утоптанную тропку, круто (порой, наверно, градусов под 60) уходящую вниз. Стали осторожно спускаться по ней… Где-то на середине пути я (спускался чуть впереди) резко остановился и прислушался. Слева от нас (метрах в 30 – 50) чуть вверх по холму мелькнула бурая тень и, судя по треску, влезла с разбегу на дерево. Слышалось мощное носовое дыхание (я бы сказал: это был скорее спринтер, чем стайер). Андрей сказал, что расслышал незадолго до этого ещё и короткий рык. Пока мы чуть обдумали ситуацию, медведь спустился и рванул вниз по склону. Посоветовавшись с ним о том, что делать, вспомнили, что стоит идти перпендикулярно траектории движения зверя. Но там был лишь обрыв (метрах в 100). Пришлось выбрать параллельное направление движения. Больше он нам не показывался, мирно разошлись с «аборигеном».
     Дошли до села, дорога показалась несколько длиннее, чем ожидали. Отоварились, попутно узнав, что чуть в сторону есть дорога вверх на хребет. А то, ведь, и спуск был не самым простым, так что делать такой же подъём не хотелось. Поднялись к покосам без происшествий, обошли их по периметру. Всё ждали появления сигнала, что Надя звонила на андреев телефон, но, несмотря на связь, сигнал не поступил (перед выходом в деревню Андрей для срочной связи продиктовал свой номер Наде, она попробовала ему сбросить, но внизу он был вне зоны доступа). Спустились и через нижний покос вернулись в лагерь. Уложились в три часа, группа из пещер тоже уже вернулась. Ночью у костра поговорили, поиграли. С Андреем мы договорились о медведе до базы не рассказывать (правда, ночью он слегка расслабился и немного проболтался, я попытался превратить это в шутку). Ночью было ещё происшествие: несколько туристов отдохнув вечером, ночью осмотрели пещеры (подробности не выпытывал).
     Утром (часов в 7) Ден начал поднимать группу: предстояло доплыть до означенного конечного пункта сплава до 12 часов. Хоть и спросонья, все позавтракали, собрались и двинулись вниз по течению (ещё стоял туман). Эльдар плыл с нами.
Доплыли до края означенного села около полдвенадцатого. Вещи – на берег, катамараны сдули, разобрали (полностью просушить не успели). Эльдар тоже собрался. Подъехал микроавтобус (газель), мы в составе 14-ти человек погрузились (с собой взяли лишь немного воды, еду, фотоаппараты и деньги). С остальным имуществом остались Ден и Эльдар. Они дождались другой машины, всё погрузили и выдвинулись в сторону базы. Мы же тем временем уже ехали к заповеднику «Шульган-Таш». Дороги были не из лучших (как можно спать при такой тряске – не представляю, но некоторые, как минимум, вздремнули).
     Кстати, забыл упомянуть: четверо, приехавшие на «Скалы, водопады и перекаты Урала», решили от нас не отделяться. Ден по телефону разрулил ситуацию. Мы вместе до конца прошли «Горы и пещеры Урала» (за это они на базе доплатили).
     Пока Надя стояла за билетами на всю группу Андрей (с разрешения) отлучился и вернулся с пирожками (чебуреков не нашлось). Доедали пирожки, уже выдвинувшись в полуторакилометровый путь к пещере. Первой достопримечательностью был … туалет. Правда, близ него был замечен бурундук. Осмотрели борти для разведения местных пчёл.

Перед пещерой пришлось подождать очереди (впускают не всех сразу). Там встретили группу с другого маршрута. Надя немного покраснела от нашего голодного поведения (впрочем, ей ещё не раз придется покраснеть с нашей группой; спасибо ей за терпение!). Как дичают люди за 5 дней в стороне от цивилизации!? Наконец, взяли фонарики (кто местные, кто – свои достал), пошли в пещеру. Выслушивая безэмоциональную речь гида, прошли по лестницам. Увидели сталактиты, сталагмиты, сталагнаты, профессиональные копии … древних рисунков. В общем, закрытая часть пещеры могла бы меня заинтересовать, а открытая для посещения особого впечатления не произвела (ну, большой грот)… На обратном пути посетили музей, посвящённый пещере, и музей бортевого пчеловодства. Рядом со вторым музеем за ограниченную плату выпили травяной чай с местным мёдом.

Вышли с территории заповедника и после Надиного звонка по телефону узнали, автобуса на базу нам ещё ждать и ждать… После некоторого ожидания и мелких рокировок на местности мы все собрались в небольшой закусочной. Там долго заседали: пили кумыс, медовуху, чай, кофе, ели пирожки, оладьи, щёлкали семечки… Дошло до того, что полуспящей группе читали (по электронной книге, которую прихватил с собой Иван) Евгения Онегина. Самым грустным для девушек было то, что до приезда автобуса Евгений так и не встретил Татьяну (лишь познакомился с Ленским). Часам к 9-ти вечера нас привезли на базу, накормили ужином. Заняли последнюю комнату по коридору, разобрали вещи, сложенные на крыльце базы. Около полуночи все прошли баню и легли спать.
     На следующий день, кажется, после завтрака Надя познакомила нас с инструктором по верховой езде. Его зовут Саша. Ещё за завтраком мы интересовались у Дена, кто будет у нас новым инструктором. На что был ответ: вот, он только что вышел из столовой, сидел там-то… Мне тогда внимания не хватило, рассмотрел Сашу (обладателя лошадей, 4-х коров, 30-ти баранов, на счёт финского холодильника не в курсе…) уже при общем знакомстве. Девушек подмывало расспросить о каждом коне, но подробных характеристик они так и не дождались, были лишь отдельные примеры и общая характеристика (пугливые животные, сзади не подходить и т.д. и т.п.…). До обеда готовились к «тест-драйву» (особенно новички типа меня). А вот погода особой благосклонностью ни в этот, ни на следующий день не пылала: дождь, однако.
     После обеда кто в сапогах, кто в крагах собрались на крыльце. В соседней постройке, где были сложены сёдла, потники и уздечки, Саша и Надя провели инструктаж по ТБ при «работе» с лошадьми. Во время инструктажа дождь усилился. Выслушав инструктаж, мы попросились надеть дождевики, что, разумеется, было позволено. Предстояло личное знакомство с конями. Оно прошло в такой форме: вся группа под предводительством Саши вышла на луг перед базой, куда заблаговременно были согнаны оставшиеся (после отъезда других групп) скакуны. Кони были стреножены, некоторые – с колокольчиками. У всех в группе было по уздечке в руках. Саша брал уздечку, отлавливал коня (надевал на него уздечку), передавал обузданного и растреноженного скакуна в руки будущих всадников, мы отводили и привязывали их к длинной жерди на краю базы. Собрав всех коней (по количеству всадников), инструктор распределил группу по опыту общения с лошадьми и распределил коней по всадникам (показал, назвал кличку). Все запоминали своих коней (тандем конь – всадник оставался стабильным в течение всего этапа, в норме), номера сёдел (индивидуальная регулировка стремян) и уздечки.
Мне достался пожилой Султан (спасибо ему за терпение, впрочем, мне оно тоже понадобилось).
     Заседлав (Саша проверял правильность и в этот, и в последующие дни) и разобрав коней, мы вышли за ворота базы, сели верхом и шагом двинулись по лугу (всё было бы много приятнее и дольше, если бы не дождь). Первая прогулка длилась минут 15-20 и для меня состояла из почти нескончаемых переходов с шага на рысь и обратно (мы с Султаном шли в хвосте колонны). Туристические кони приучены ходить «цепочкой», что ещё не раз сказалось потом. Пробы прошли, все вернулись в комнату. Здесь был весь диапазон эмоций: от восторга новых ощущений до истерики (некоторым пришлось переступить через страх общения с лошадьми). Тем более, что неделю назад был неприятный случай с начинающими наездниками. Впрочем, и в нашей группе далее были сложные моменты, но они прошли без последствий. Мы же тогда плотно упаковывали вещи (погода обещала «сюрпризы»), кто брал краги напрокат, кто сдавал документы на хранение – подготовка ко второму этапу… Выдалась возможность подготовить шашлык (и употребить на днёвке), скинулись. Спасибо поварам за позволение использовать кухню (после ужина)! Мужская часть группы готовила шашлык (чёткого представления ни кто не имел, немного опыта помешанного на сообразительность): отделяли мясо от костей (из костей в походе сварили суп), резали на кусочки, мариновали. Девушки в это время готовили праздник в ночь перед выездом: варили глинтвейн. Ден ушёл с базы ещё днём, больше мы с ним не встретились. Отпраздновали, легли спать…
     На следующий день после завтрака собрали вещимущество, уложили его в машину. А сами только с необходимыми вещами (у многих при себе остались только фотоаппараты) занялись подготовкой к конному переходу.
     Произведя полную подготовку и проверку, группа всадников цепочкой двинулась в путь. Во главе, конечно, Саша. В течение долгого пути было несколько интересных моментов: во-первых, эта скала,

во-вторых, переходы вброд (их оказалось довольно много), в-третьих, спуски по размытым достаточно крутым тропинкам (поначалу было страшновато)… Остановились после очередного брода с крутым подъёмом. Вытянутый луг вдоль реки на краю леса. Привязали коней к деревьям, расседлали, стреножили (колокольчики – некоторым). После передышки с них сняли уздечки и шугнули в лес пастись. В дождливый день все были рады оказаться под большой крышей над кострищем.

Палатки уже стояли, осталось приготовить перекус. Готовили девушки под Надиным наблюдением. Парни подносили воду, занимались дровами. Сёдла с уздечками аккуратно сложили и накрыли плёнкой.

Первый вечер на конном этапе многие отсыпались после дороги, остальные собрались у костра. А, вот, ночные посиделки здесь были долгими и певучими. Пели всё, что знали (эта традиция зародилась ещё на сплаве). Надо сказать, что на этой стоянке мы провели несколько дней (с радиальными выездами). К вершине Большой Шатак не пошли: смысла не было, погода…
Где-то на второй день, если не ошибаюсь, неподалёку обустроилась ещё одна небольшая группа «конников», пришедших с нашей базы. Саша был запечатлён в момент возвращения от них…

На следующий день прогулялись вокруг, заглянули в хуторок.

Андрей, на сей раз увидев коноплю, сфотографировался с ней на память (достопримечательности бывают разные). Во второй половине дня половина группы поехала в село (на местный шопинг, с разминкой в галопе). Не обошлось без эксцессов: конь под Гулей решил никуда не ходить (всё разрешилось после вмешательства Саши). Такие вопросы он предпочитает решать, не покидая седла… Кстати, погода во время этого выезда была не ахти (утром с ней было проще).

Шашлык уже был использован по назначению, и последняя (в лагере на конном этапе) ночь обошлась без него. Впрочем, для некоторых сия ночь была очень длинной (я лёг не первым и не последним, и о длине этой «ночи» узнал только с утра: засиделись самую малость…).

Погода во время пути на базу была благосклонна к нам. Более опытная (а может, более безбашенная – кто как) часть группы ещё раз на широком просторе скошенного поля прочувствовала галоп. Я и «гордый конь гордых гор» подо мной были в медленной части группы под присмотром Нади (а уже под нашим общим присмотром шла пара коней необузданных и неосёдланных, самая нестабильная часть колонны).
     После передышки на окраине леса (некоторым даже спешиваться было неохота), осмотра окрестностей, небольшой фотосессии (как полагается в туристическом жанре) продолжили путь и благополучно достигли базы.

Баня с полным обновлением костюма, подготовка к праздничному заседанию за полночь (ибо завтра уже начинаем разлетаться по городам и весям нашей родины)… В праздничном кругу лучшие воспоминания, благодарность Саше, Наде и Дену (он уже уехал), песни… Впрочем, были там и два изначально незапланированных гостя Эльнар (приехавший на конный тур и зашедший случайно в «красный уголок» базы посмотреть телевизор; кстати, все сразу вспомнили об Эльдаре) и инструктор Женя (как показало недалёкое будущее, большой сказочник!). Посидели, посмеялись, разошлись кто когда…
     Утром уже не досчитались людей: Надя и Ваня уехали на Уфу утренней маршруткой (большинство ещё спали; Иван оставил записку … и только…). После завтрака сдали взятые на последний этап вещи (спальники, краги…), постельное бельё. После обеда с песнями и не только в том же направлении проводили Андрея, Марину и Надю. На обратном пути через село задержались у речки: подбирали камешки на память (кто сколько считал нужным).
     Оставшиеся (9 из 14 прошедших оба этапа) ухали после ужина в таком же уазике, каким нас привезли с вокзала. Не могу не вспомнить прощание с конями: оно было очень тёплым, мы их кормили, чем могли (с удовольствием они ели сушки).

М     ы вдевятером ехали на одной машине, всю дорогу пели. На белорецком вокзале нас стало десять… К нашей девятке присоединилась ещё одна девушка (она-то и поведала о сказочнике Жене). Все сели на поезд Сибай – Уфа, правда, в разные вагоны. Света и Наташа, Женя, Света и Дана (назвать её Данута у меня язык не поворачивается) заняли места в магнитогорском хвосте фирменного челябинского поезда (т.е. у них в билетах значилось Белорецк – Рязань1 или Белорецк – Москва). Надя, Катя, я и присоединившаяся к нам девушка (если правильно помню, из Омска) оказались на соседних плацкартных местах (в билетах – Белорецк – Уфа). Гуля взяла билет в сидячий вагон. Не обошлось без некоторых приключений (кто был, в курсе). Рано утром (ещё ночью по Москве) мы приехали в Уфу. Впятером мы высадились на вокзале и ждали окончания манёвра по присоединению магнитогорского хвоста к челябинскому поезду. На перроне проводили имеющих прямые билеты, и наша группа ополовинилась… С 6-ти до 9-ти часов проводили Гулю (в Екатеринбург), Надю (в Пензу) и Катю (в Москву, в своё время не успела взять прямой билет). Нас осталось только двое. Мой поезд (на Челябинск) был после обеда, её – вообще, вечером. Большие вещи сдали на хранение. Отправились в город. Экскурсия была бы много содержательнее, но… дождь. Уфа была в его власти, как минимум, пока я не уехал. Прошлись по центру города, позавтракали в кафе (не то Ёлки – Палки, не то что-то в этом роде), заглянули на рынок (провиант в дорогу) и … индийский магазин (попали в него только с третьей попытки) – это её желание, ну, и я там взял чай («без чаю я скучаю»). Мне было бы легче, если я бы провожал её, но «история не любит сослагательного наклонения». Кстати, в дорогу вместо колбасы взял конский балык (да, простит меня «гордый конь гордых гор») по совету всё тех же глаз, осветивших мне дождливую Уфу…

P.S. Позволю себе пару небольших посвящений и стишков.

Розовым бликом сверкнули очки, в них отразилось всё вокруг.
Тёплый ветер трепал твоей белой панамы края.
Ты гребла, чуть касаясь весла, и случайный напарник понял вдруг...
Он подумал: не стоит табанить - и это был я...

Ты сказала:" Гребём на раз-два" - и вы усердно принялись грести.
Красный кат в ритме вальса готов был идти за моря.
А реки красивей Агидель ему ещё долго не найти.
Новичок под присмотром твоим - это был я...
(на мотив песни "Это был я"
(Александр Иванов)).

Пусть жизнь, порой, сложна и зыбка.
Свежеет мигом буйный ветер в голове,
Когда сияет, вдруг, рязанская улыбка.
А ещё лучше, если сразу целых две.

Протёр глаза, обулся, вылез из палатки.
В тумане спит хребет, в туман бежит река...
Перед восходом сны, порой, бывают сладки.
А те, кто уж не спит, сидят у костерка.

Вдоль хребта, пробивая свой путь,
Шла река: перекаты да плёсы...
Там, где Солнце, туманы и росы.
Чтобы к морю попасть как-нибудь.

Путёвок: 0 шт. Корзина

Ближайшие заезды

30 мая 2017
Толпар - крылатый конь
Конный тур 5 дн. 50 км 18+ от 13 800 ք

Уральские самоцветы (река Зилим)
Сплав на катамаранах 6 дн. 50 км 13+ от 14 450 ք

02 июня 2017
Шагом, рысцой, галопом (лето)
Конный тур 3 дн. 50 км 18+ от 8 000 ք

Зилимский конный
Конный тур 3 дн. 50 км 16+ от 8 000 ք

Выходные на р. Зилим (лето)
Конно-водный 3 дн. 14+ от 8 000 ք

03 июня 2017
Каменные цветы Хозяйки Урала (река Нугуш)